Среда, 26.07.2017, 17:28
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Пираты » Морское оружие » Пушки, Не много о морской артиллерии
Пушки, Не много о морской артиллерии
ТернерДата: Понедельник, 31.03.2008, 21:59 | Сообщение # 1
капитан 1-ого ранга ректор Академии ББ
Группа: Офицеры
Сообщений: 19
Статус: Offline
К концу 15 века корабли водоизмещением 500—800 тонн перестали быть редкостью, и океанские плавания уже не пугали мореходов. Но военные все еще относились к парусникам с недоверием. В маневренности когги уступали гребным судам, а вооружением не превосходили их. Правда, с середины 15 века в борта кораблей стали вделываться небольшие казнозарядные бомбарды, а из бойниц башен на врага смотрели раструбы гаковниц... Но много ли артиллерии можно было поставить на верхнюю палубу без риска опрокинуть судно?
Прорезать в бортах корабля порты, чтобы размещать пушки на нижних палубах, догадались в начале 16 века. Возможность брать на борт десятки мощных орудий, не слишком поднимая центр тяжести судна, дала парусным кораблям огромное преимущество. Эпоха галер кончилось.

Военный корабль 16—18 веков почти обязательно имел к названию приставку «пушечный»: 20-пушечный, 40-пушечный и т. п. «Стандартной» морской пушкой считалось 24-фунтовое (по весу чугунного ядра, 1 фунт равен 0,45 кг) орудие. Соответственно, 48-фунтовка оказывалась «двойной пушкой», а 12-фунтовка — «полупушкой». Орудия калибром менее 12 фунтов на флоте классифицировались как фальконеты. Если галера имела не более 0,3 фунта огневой мощи на тонну водоизмещения, то парусный военный корабль мог нести 1 фунт на тонну и больше.

Фальконеты устанавливались на расположенных на высоких поворотных станках — тумбах, и предназначались для обстрела вражеской палубы картечью. Пушки же крупных калибров имели колесные лафеты, крепящиеся к борту цепями за вбитое ниже ствола кольцо.
Так как вырывающиеся из ствола раскаленные газы представляли большую опасность, перед выстрелом дульный срез должен был несколько выступать за пределы борта. Для заряжения же пушку надо было втянуть обратно, причем на достаточную глубину, чтобы между нею и бортом можно было развернуться с банником и шомполом. Иногда, впрочем, заряжающий спускался на веревке с верхней палубы и работал, стоя на узком карнизе, расположенном ниже портов на наружной поверхности борта.

После выстрела пушка отлетала на длину цепей и благодаря отдаче возвращалась в положение для заряжения. Выкатывать ее обратно в боевое положение приходилось вручную. Это был тяжкий труд, ведь весило орудие в 120—180 раз больше своего снаряда. Расчет же 12-фунтовой пушки составлял всего 3 человека, а 24-фунтовой — 4 человека. Только 96-фунтовки обслуживали по 10—12 матросов.

Один расчет приходился на 2 орудия. Фактически, корабль мог вести бой только одним бортом. Малая численность обслуживающего персонала обуславливала и половинную по сравнению с сухопутными пушками скорострельность пушек морских.

Горизонтальная наводка орудий осуществлялась в то время лишь поворотом корпуса судна. По вертикали пушки также наводились все сразу и заблаговременно. Например, если капитан собирался стрелять картечью по такелажу вражеского корабля, то угол возвышения устанавливался большой. Если в борт, в упор — «на пистолетный выстрел» — то маленький.

Добавлено (31.03.2008, 21:59)
---------------------------------------------
Точность стрельбы морских орудий оставалась удовлетворительной только до 300—400 метров. Картечь и предназначенные для разрушения такелажа «гирлянды» ядер были опасны на вдвое меньшей дистанции. Дальше всего — до 1500 метров — огонь мог вестись по крупным береговым целям.

Не всегда была достаточна и энергия ядер. Деревянная броня линейных кораблей, изготовленная из нескольких слоев перекрещивающихся балок мореного дуба, «держала» даже выпущенные в упор снаряды «двойных» пушек.
Еще на нижних деках внутрению часть корабля красили в красный цвет что б не было видно крови обильно лившиюся в сражениях .

могу добавить,что при попадание ядра в борт корабля основной урон команде наносился деревянными щепками разлетавшимися в разные стороны с огромной скоростью,конечно если не брать в расчет картечь
этот снаряд назывался "книпель" иногда он состоял из двух не больших ядер и соединяюшей их цепи так же существовал и другой способ соединения , два ядра соединеные железной балкой

Добавлено (31.03.2008, 21:59)
---------------------------------------------
Чтобы получить более полное представление об артиллерии, используемой в морских сражениях периода 16-18 веков, необходимо совершить небольшое историческое отступление. Первые устройства, позволяющие поразить корабль противника на расстоянии, появились на кораблях Римской империи и представляли собой различные катапульты, которые могли вести стрельбу камнями и горящим маслом. Подобное вооружение сохранялось на судах вплоть до 16 века, и хотя к этому времени сухопутные войска уже использовали артиллерию, ее применение на море было ограничено отсутствием достаточной мобильности пушек. К моменту открытия Нового Света корабельное вооружение состояло в лучшем случае из обычных пушек, снятых с колесных лафетов. Они устанавливались непосредственно на палубу и палубные надстройки и их размещение определялось методом проб и ошибок. Тем не менее к концу 16 века корабельная артиллерия была сформирована. В пушке различали следующие детали: внутреннюю часть трубы орудия - канал; переднюю часть - дуло; "усиления" - кольца, надетые на трубу; цилиндрические приливы, на которых орудие вращалось в вертикальной плоскости - цапфы; часть трубы от цапф до дула - ствол; заднюю часть орудия - казну или казенную часть; прилив к казне - винград; отверстие в трубе рядом с казной, в которое засыпали порох для воспламенения заряда, - запальное отверстие и т.д. Детали орудия показаны на рис.1. Орудия монтировались на деревянных лафетах, оснащенных маленькими колесиками для передвижения по оружейной палубе.


Но сквозь эту страшную маску неестественно ярко блестели синие глаза, и, смывая кровь, грязь и пороховую копоть, катились по щекам слезы.

Рафаэль Сабатини, «Одиссея капитана Блада»

 
ТернерДата: Понедельник, 31.03.2008, 22:01 | Сообщение # 2
капитан 1-ого ранга ректор Академии ББ
Группа: Офицеры
Сообщений: 19
Статус: Offline
Рис.1: 1 - винград; 2 - запальное отверстие; 3 - запальная полка; 4 - пояс у казны; 5 - цапфы; 6 - дульный венок; легвант; 7 - дульный обод; 8 - дуло; 9 - обод ствольного пояса; 11 - обточка первого "усиления"; 12 - ось колес; 13 - колеса; 14 - железные нагели или шплинты; 15 - лафетная рама; 16 - боковые стенки-щеки; 17 - подушка лафета; 18 - накидка для цапфы; 19 - болты квадратного сечения; 20 - обухи для крепления пушечных талей; 21 - сквозное отверстие в лафете для прохода брюка; 22 - рымы для проводки брюка; 23 - подушка подъемного клина; 24 - подъемный клин.

Добавлено (31.03.2008, 22:00)
---------------------------------------------
Дуло, установленное на каретку, имело возможность изменять угол наклона с помощью клина. Для обеспечения безопасности и защиты оружейной прислуги от удара при откате орудия во время стрельбы лафеты крепились к бортам и палубе с помощью мощных канатов. Кроме того, канаты не позволяли пушкам свободно перемещаться по палубе во время шторма. Бойницы, расположенные на палубе полуюта позволяли защитить орудийные расчеты от огня противника. Их количество достигало 50 штук с каждого борта, кроме того, орудия на крупных кораблях устанавливались на носу и корме судна.

Основной тактикой ведения морского боя в то время было расположение корабля бортом к противнику и нанесение максимально повреждения надводной части корабля, так как ядро не могло поразить борт ниже ватерлинии. При этом необходимо было не допустить возможности ведения вражеского ответного огня. Для повышения дальнобойности нередко использовалось явление рикошета, когда ядро за счет высокой скорости и малого угла к поверхности неоднократно отскакивало от воды. Англия сумела нанести поражение в 1588 году Испанской Армаде, состоящей из неповоротливых галлеонов, благодаря более маневренным кораблям и большей дальнобойности английской корабельной артиллерии

В 17 столетии корабельная артиллерия продолжала совершенствоваться. Европейские корабли теперь несли до 100 орудий на трех отдельных палубах. Применялись пушки вплоть до 42 калибра. Размер калибра соответствовал размерам ствола. Так орудия 6 калибра стреляли ядрами весом приблизительно 6 фунтов, 32 калибра - 32 футовыми. Данные орудий приведены в таблице.

Очевидно, что с ростом массы выстрела масса самого орудия увеличивается непропорционально, к тому же у тяжелых пушек снижается скорострельность и увеличивается скорость износа ствола. Этими факторами и ограничивался дальнейший рост калибров корабельной артиллерии. Чтобы увеличить урон, наносимый кораблям противника, в корабельных орудиях стали применяться новые типы выстрела. Для разрушения вражеского корпуса стали использовать стержневые снаряды, цепями велся огонь по такелажу, а различными видами шрапнели наносился наибольший урон экипажу корабля. Кроме того, повсеместно стал применяться залповый метод ведения огня.

Добавлено (31.03.2008, 22:00)
---------------------------------------------
В 18 веке, золотом периоде расцвета пиратства, развитие морской артиллерии стало происходить более драматично. Это была эпоха пика популярности парусных судов, и гладкоствольные пушки также достигли максимума своего развития. Произошел всеобщий переход к стрельбе чугунными ядрами, которые применялись во всех орудиях - начиная от небольших пушек 6 калибра и вплоть до тяжелых 5 дюймовых гаубиц. Усовершенствовалась конструкция орудийного лафета. Были разработаны специальные таблицы, позволяющие более точно рассчитать углы установки орудий, а также массы пороха и снаряда. Была повышена точность изготовления стволов орудий, что позволило вести прицельную стрельбу на большем расстоянии, увеличена скорость зарядки орудий за счет применения специальных лебедок, перемещающих орудийный лафет. Кроме того, корабли стали оснащать защищенными орудийными палубами. Орудия могли вести огонь на расстояние до 2000 шагов, тем не менее основной диапазон стрельбы лежал в пределах от 50 до 1000 шагов. В связи с увеличением скорострельности остро стала проблема нагрева ствола при интенсивном ведении огня. Процесс зарядки орудия превратился в весьма опасное занятие, так как порох при соприкосновении с горячим стволом орудия мог самопроизвольно взорваться и уничтожить канониров. Для очистки стволов орудий от нагара стали применять специальные банники - щетки из бараньей шкуры, а снаружи стволы обильно поливали водой. Развитие артиллерии также привело к возможности использования фугасных снарядов. Они представляли собой полые чугунные ядра, начиненные порохом и снабженные фитилем. Перед выстрелом фитиль поджигался, и если расчет был проведен верно, то в момент попадания ядра в корабль противника фитиль поджигал порох внутри снаряда и происходил взрыв, наносящий огромный урон. Для поджигания порохового заряда чаще всего использовался фитиль, хотя иногда пушки были снабжены кременным затвором, который приводился в действие специальным канатом и был более безопасен.

Значительные изменения произошли и в орудийных снарядах. Необходимость лишить корабль противника маневренности вызвала появление принципиально новых типов снарядов. Для стрельбы по парусам применялись раскаленные чугунные болванки, поджигающие полотно и канаты, книппели - скрепленные металлической штангой два полуядра, а также цепники - связанные цепью два или три небольших ядра, которые оставляли в парусах огромные отверстия. При попадании в палубу эти снаряды могли пробить корабль до самого днища за счет огромной энергии вращения. Для уничтожения живой силы противника стали использовать пакетные снаряды. Они представляли связанные при помощи веревки металлические прутья, при выстреле веревка сгорала и прутья разлетались, что позволяло наносить большой урон команде врага. Кроме того, использовались тонкостенные ядра, начиненные мелкими шариками - шрапнель, которая разлеталась при попадании снаряда в цель, а также заряды, помещенные в сетку, аналогичного действия - картечь, наиболее эффективная на близком расстоянии. Наиболее жестоким видов снаряда была сангранель - картечь, состоящая из заостренных обломков камней и чугуна, которая наносила наиболее тяжелые раны. На некоторых кораблях того времени устанавливались и малоизвестные сегодня патарены. Это были сравнительно небольшие орудия, имеющие шарнирную поворотную вилку и устанавливаемые в любом месте палубы. Они имели небольшую дальность стрельбы, но были легки, скорострельны и не обладали большой отдачей. Кроме того, их можно было быстро установить в любом подходящем месте или перенести с одного борта на другой, что нередко использовали пираты при нападении на суда в открытом море, маскируясь под безоружные суда.

Добавлено (31.03.2008, 22:01)
---------------------------------------------
Разнообразие артиллерии вызвало необходимость классификации пушек. В зависимости от калибра они подразделялись на королевские пушки(48 калибр), пушки(32 калибр), полупушки(24 калибр), кулеврины(18 калибр), полукулеврины(12 калибр), фальконы(9 калибр), фальконеры(6 калибр) и фавориты(3 калибр). Для изготовления пушек использовали листы пудлингованного железа, которые нагревались докрасна и сворачивались в трубку. Орудия небольших калибров отливались как единое целое с помощью земляных матриц, причем для их изготовления нередко использовали медь или бронзу. Позднее на суда стали устанавливать карронады - короткоствольные пушки, производимые на заводе Каррон в Шотландии, дальними потомками которых стали мортиры и гаубицы. Их принцип стрельбы основывался на применении подкалиберных, то есть уменьшенных в диаметре, снарядов, что позволяло применять меньший пороховой заряд. Для ведения стрельбы в то время использовалась смесь, состоящая из селитры, древесного угля и серы. Ингредиенты смешивались в пропорциях от равных долей до 75:10:75 и перемалывались на специальных мельницах до состояния пудры. Для безопасности порох смешивали с водой или вином, а в сухом виде хранилась лишь его необходимая часть. При использовании черный порох производил густые клубы дыма, а также покрывал нагаром внутреннюю часть ствола и который после каждого выстрела приходилось прочищать специальным банником. Разумеется, все орудия того времени были дульно-зарядными, то есть ствол имел всего одно отверстие.

Процесс подготовки к выстрелу выглядел следующим образом. Заряжающий укладывая в пушку шелковые мешочки с порохом - картузы. Его помощник уплотнял порох при помощи шомпола и устанавливал льняной пыж, который не давал пороху рассыпаться внутри ствола. Помощник бомбардира протыкал специальным шомполом - протравой картуз и делал специальную пороховую дорожку в казенной части ствола, которая поджигалась фитилем или кремневым затвором. Подносчик снарядов заряжал орудие требуемым типом заряда и забивал второй пыж, после чего бомбардир производил наведение на цель и поджигал фитиль. Сразу же после выстрела младший канонир прочищал специальной щеткой - банником, ствол орудия, и все начиналось вновь. Таким образом, для обслуживания одной пушки требовалось шесть матросов, а в случае крупнокалиберной артиллерии расчет доходил до 9 человек, так как обслуживание пушки требовало значительных физических усилий всего расчета. Весь процесс подготовки к выстрелу занимал время до 15 минут.

Прикрепления: 4161022.jpg(33Kb)


Но сквозь эту страшную маску неестественно ярко блестели синие глаза, и, смывая кровь, грязь и пороховую копоть, катились по щекам слезы.

Рафаэль Сабатини, «Одиссея капитана Блада»

 
ТернерДата: Понедельник, 31.03.2008, 22:01 | Сообщение # 3
капитан 1-ого ранга ректор Академии ББ
Группа: Офицеры
Сообщений: 19
Статус: Offline
В дальнейшем с упадком парусного флота, и одновременно с переходом на паровую тягу гладкоствольные орудия были вытеснены более совершенными нарезными орудиями.
Прикрепления: 2825085.jpg(24Kb)


Но сквозь эту страшную маску неестественно ярко блестели синие глаза, и, смывая кровь, грязь и пороховую копоть, катились по щекам слезы.

Рафаэль Сабатини, «Одиссея капитана Блада»

 
MainosДата: Среда, 15.02.2012, 17:14 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
К сожалению, в современной литературе совершенно отсутствуют конкретные сведения об устройстве гладкоствольных морских орудий (чертежи, размеры, описание стволов, станков и принадлежностей). Это очень затрудняет понимание каких-то эпизодов морских сражений, решений и конкретных действий командиров кораблей и эскадр. В кинофильмах, TV-программах и в литературе на эту тему обычно все разнообразие морских орудий сводится к одному слову - пушка. Это не обвинение, а констатация скудости наших знаний и непростительно легкомысленного отношения к своему прошлому, и к подвигам наших предков.
Однако виден уже довольно яркий свет в конце туннеля. Если эта тема кого-то заинтересует, могу дать ссылку.

Добавлено (15.02.2012, 17:14)
---------------------------------------------
К сожалению, Мое первое сообщение о том, что у нас очень мало литературы и конкретных данных о русской морской артиллерии, не вызвало у Вас желания продолжить разговор. Поэтому, чтобы заинтересовать Вас этой темой, я приведу здесь короткий отрывок из книги. Надеюсь, что админ позволит мне это.

Как известно, наибольшая дальность стрельбы из орудия достигается при угле возвышения ствола в 45 градусов. Однако вплоть до Крымской войны станки морских орудий позволяли придать угол возвышения не более 15 градусов. Считалось, что этого было вполне достаточно, поскольку морские бои, как правило, велись на кратчайших дистанциях.
В период Крымской войны это положение изменилось коренным образом. Во время осады Севастополя перед Черноморским флотом была поставлена задача, обеспечить артиллерийскую поддержку наших войск. Это значит, что стрелять надо было на значительное расстояние от берега вдоль линии нашей обороны. Потребовалось увеличить дальность стрельбы, а для этого надо было увеличить угол возвышения орудия, что не позволяли сделать артиллерийские станки.

В поисках решения этой проблемы Г.И. Бутаков (будущий адмирал, а в то время капитан-лейтенант и командир пароходофрегата «Владимир») решил создать своему судну искусственный крен, и таким образом увеличить угол возвышения орудий. Можно сказать, что опыт удался, орудия стали стрелять значительно дальше. Но представьте себе колесный пароход с креном, скажем, на правый борт. Это значит, что правое колесо ушло глубоко в воду и плицы левого едва задевают поверхность воды.

Корабль потерял сразу два своих важнейших мореходных качества – ход и способность маневрировать. Он стал легкой мишенью для береговых батарей врага. Кроме того, обслуживать орудия на наклонной палубе было гораздо труднее, что замедляло темп стрельбы. Уже первые опыты показали, что этот способ совершенно неприемлем.

Тогда Г.И. Бутаков взялся за реконструкцию орудийных станков. Вскоре ему удалось усовершенствовать систему вертикальной наводки орудий, что позволило увеличить дальность стрельбы. В результате этого артиллерийская поддержка наших обороняющихся войск значительно улучшилась.

Одновременно с этим открылась еще одна очень перспективная возможность – вести перекидную стрельбу. Дело в том, что местность вокруг Севастополя гористая. Используя это, противник располагал свои батареи в лощинах между гор, чтобы они не были видны с моря. Надо было найти способ борьбы и с такими батареями. И здесь Г.И. Бутаков с успехом проявил свои блестящие командирские способности.

В ходе первой бомбардировки Севастополя 21 октября 1854 года он вышел на своем пароходе к окрестностям города и стал обстреливать невидимую английскую батарею, которая вела особенно губительный огонь по городу и нашим позициям. Для обеспечения этой стрельбы Г.И. Бутаков заранее выслал на ближайшую гору наблюдателя, который корректировал стрельбу подачей сигналов о падении снарядов. Это нововведение Бутакова широко применялось во всех последующих войнах.

Эту книгу Вы можете найти на моем сайте. А пока я приведу Вам еще два коротеньких примера. Знаете ли Вы, что шведы изобрели и некоторое время использовали кожаные орудия? Да, именно так они и назывались - кожаные. А наши артиллеристы по бомбовым пушкам (это были самые мощные артиллерийские орудия, которые поставили последнюю точку в истории деревянного парусного флота) на 80 лет опередили все европейские страны.
Пожалуй, пора остановиться, если Вам интересно, я продолжу в следующий раз.


Владимир Додонов
Автор сайта http://www.kliper2.ru
"Из истории Российского флота"
 
Форум » Пираты » Морское оружие » Пушки, Не много о морской артиллерии
Страница 1 из 11
Поиск: