Рис.1: 1 - винград; 2 - запальное отверстие; 3 - запальная полка; 4 - пояс у казны; 5 - цапфы; 6 - дульный венок; легвант; 7 - дульный обод; 8 - дуло; 9 - обод ствольного пояса; 11 - обточка первого "усиления"; 12 - ось колес; 13 - колеса; 14 - железные нагели или шплинты; 15 - лафетная рама; 16 - боковые стенки-щеки; 17 - подушка лафета; 18 - накидка для цапфы; 19 - болты квадратного сечения; 20 - обухи для крепления пушечных талей; 21 - сквозное отверстие в лафете для прохода брюка; 22 - рымы для проводки брюка; 23 - подушка подъемного клина; 24 - подъемный клин.Добавлено (31.03.2008, 22:00)
---------------------------------------------
Дуло, установленное на каретку, имело возможность изменять угол наклона с помощью клина. Для обеспечения безопасности и защиты оружейной прислуги от удара при откате орудия во время стрельбы лафеты крепились к бортам и палубе с помощью мощных канатов. Кроме того, канаты не позволяли пушкам свободно перемещаться по палубе во время шторма. Бойницы, расположенные на палубе полуюта позволяли защитить орудийные расчеты от огня противника. Их количество достигало 50 штук с каждого борта, кроме того, орудия на крупных кораблях устанавливались на носу и корме судна.
Основной тактикой ведения морского боя в то время было расположение корабля бортом к противнику и нанесение максимально повреждения надводной части корабля, так как ядро не могло поразить борт ниже ватерлинии. При этом необходимо было не допустить возможности ведения вражеского ответного огня. Для повышения дальнобойности нередко использовалось явление рикошета, когда ядро за счет высокой скорости и малого угла к поверхности неоднократно отскакивало от воды. Англия сумела нанести поражение в 1588 году Испанской Армаде, состоящей из неповоротливых галлеонов, благодаря более маневренным кораблям и большей дальнобойности английской корабельной артиллерии
В 17 столетии корабельная артиллерия продолжала совершенствоваться. Европейские корабли теперь несли до 100 орудий на трех отдельных палубах. Применялись пушки вплоть до 42 калибра. Размер калибра соответствовал размерам ствола. Так орудия 6 калибра стреляли ядрами весом приблизительно 6 фунтов, 32 калибра - 32 футовыми. Данные орудий приведены в таблице.
Очевидно, что с ростом массы выстрела масса самого орудия увеличивается непропорционально, к тому же у тяжелых пушек снижается скорострельность и увеличивается скорость износа ствола. Этими факторами и ограничивался дальнейший рост калибров корабельной артиллерии. Чтобы увеличить урон, наносимый кораблям противника, в корабельных орудиях стали применяться новые типы выстрела. Для разрушения вражеского корпуса стали использовать стержневые снаряды, цепями велся огонь по такелажу, а различными видами шрапнели наносился наибольший урон экипажу корабля. Кроме того, повсеместно стал применяться залповый метод ведения огня.
Добавлено (31.03.2008, 22:00)
---------------------------------------------
В 18 веке, золотом периоде расцвета пиратства, развитие морской артиллерии стало происходить более драматично. Это была эпоха пика популярности парусных судов, и гладкоствольные пушки также достигли максимума своего развития. Произошел всеобщий переход к стрельбе чугунными ядрами, которые применялись во всех орудиях - начиная от небольших пушек 6 калибра и вплоть до тяжелых 5 дюймовых гаубиц. Усовершенствовалась конструкция орудийного лафета. Были разработаны специальные таблицы, позволяющие более точно рассчитать углы установки орудий, а также массы пороха и снаряда. Была повышена точность изготовления стволов орудий, что позволило вести прицельную стрельбу на большем расстоянии, увеличена скорость зарядки орудий за счет применения специальных лебедок, перемещающих орудийный лафет. Кроме того, корабли стали оснащать защищенными орудийными палубами. Орудия могли вести огонь на расстояние до 2000 шагов, тем не менее основной диапазон стрельбы лежал в пределах от 50 до 1000 шагов. В связи с увеличением скорострельности остро стала проблема нагрева ствола при интенсивном ведении огня. Процесс зарядки орудия превратился в весьма опасное занятие, так как порох при соприкосновении с горячим стволом орудия мог самопроизвольно взорваться и уничтожить канониров. Для очистки стволов орудий от нагара стали применять специальные банники - щетки из бараньей шкуры, а снаружи стволы обильно поливали водой. Развитие артиллерии также привело к возможности использования фугасных снарядов. Они представляли собой полые чугунные ядра, начиненные порохом и снабженные фитилем. Перед выстрелом фитиль поджигался, и если расчет был проведен верно, то в момент попадания ядра в корабль противника фитиль поджигал порох внутри снаряда и происходил взрыв, наносящий огромный урон. Для поджигания порохового заряда чаще всего использовался фитиль, хотя иногда пушки были снабжены кременным затвором, который приводился в действие специальным канатом и был более безопасен.
Значительные изменения произошли и в орудийных снарядах. Необходимость лишить корабль противника маневренности вызвала появление принципиально новых типов снарядов. Для стрельбы по парусам применялись раскаленные чугунные болванки, поджигающие полотно и канаты, книппели - скрепленные металлической штангой два полуядра, а также цепники - связанные цепью два или три небольших ядра, которые оставляли в парусах огромные отверстия. При попадании в палубу эти снаряды могли пробить корабль до самого днища за счет огромной энергии вращения. Для уничтожения живой силы противника стали использовать пакетные снаряды. Они представляли связанные при помощи веревки металлические прутья, при выстреле веревка сгорала и прутья разлетались, что позволяло наносить большой урон команде врага. Кроме того, использовались тонкостенные ядра, начиненные мелкими шариками - шрапнель, которая разлеталась при попадании снаряда в цель, а также заряды, помещенные в сетку, аналогичного действия - картечь, наиболее эффективная на близком расстоянии. Наиболее жестоким видов снаряда была сангранель - картечь, состоящая из заостренных обломков камней и чугуна, которая наносила наиболее тяжелые раны. На некоторых кораблях того времени устанавливались и малоизвестные сегодня патарены. Это были сравнительно небольшие орудия, имеющие шарнирную поворотную вилку и устанавливаемые в любом месте палубы. Они имели небольшую дальность стрельбы, но были легки, скорострельны и не обладали большой отдачей. Кроме того, их можно было быстро установить в любом подходящем месте или перенести с одного борта на другой, что нередко использовали пираты при нападении на суда в открытом море, маскируясь под безоружные суда.
Добавлено (31.03.2008, 22:01)
---------------------------------------------
Разнообразие артиллерии вызвало необходимость классификации пушек. В зависимости от калибра они подразделялись на королевские пушки(48 калибр), пушки(32 калибр), полупушки(24 калибр), кулеврины(18 калибр), полукулеврины(12 калибр), фальконы(9 калибр), фальконеры(6 калибр) и фавориты(3 калибр). Для изготовления пушек использовали листы пудлингованного железа, которые нагревались докрасна и сворачивались в трубку. Орудия небольших калибров отливались как единое целое с помощью земляных матриц, причем для их изготовления нередко использовали медь или бронзу. Позднее на суда стали устанавливать карронады - короткоствольные пушки, производимые на заводе Каррон в Шотландии, дальними потомками которых стали мортиры и гаубицы. Их принцип стрельбы основывался на применении подкалиберных, то есть уменьшенных в диаметре, снарядов, что позволяло применять меньший пороховой заряд. Для ведения стрельбы в то время использовалась смесь, состоящая из селитры, древесного угля и серы. Ингредиенты смешивались в пропорциях от равных долей до 75:10:75 и перемалывались на специальных мельницах до состояния пудры. Для безопасности порох смешивали с водой или вином, а в сухом виде хранилась лишь его необходимая часть. При использовании черный порох производил густые клубы дыма, а также покрывал нагаром внутреннюю часть ствола и который после каждого выстрела приходилось прочищать специальным банником. Разумеется, все орудия того времени были дульно-зарядными, то есть ствол имел всего одно отверстие.
Процесс подготовки к выстрелу выглядел следующим образом. Заряжающий укладывая в пушку шелковые мешочки с порохом - картузы. Его помощник уплотнял порох при помощи шомпола и устанавливал льняной пыж, который не давал пороху рассыпаться внутри ствола. Помощник бомбардира протыкал специальным шомполом - протравой картуз и делал специальную пороховую дорожку в казенной части ствола, которая поджигалась фитилем или кремневым затвором. Подносчик снарядов заряжал орудие требуемым типом заряда и забивал второй пыж, после чего бомбардир производил наведение на цель и поджигал фитиль. Сразу же после выстрела младший канонир прочищал специальной щеткой - банником, ствол орудия, и все начиналось вновь. Таким образом, для обслуживания одной пушки требовалось шесть матросов, а в случае крупнокалиберной артиллерии расчет доходил до 9 человек, так как обслуживание пушки требовало значительных физических усилий всего расчета. Весь процесс подготовки к выстрелу занимал время до 15 минут.